Международная летняя театральная школа
     

Льву Додину не нужны обломки


Аркадий Клыков, газета “Газета”, 01.07.2008

http://www.gzt.ru/culture/2008/06/30/223009.html

Звенигородский пансионат Союза театральных деятелей (СТД) стал местом проведения II Международной летней театральной школы. Весь июнь там проходили мастер-классы, лекции и занятия для молодых русскоязычных актеров из СНГ, а также стран дальнего зарубежья. Перед тем как разъехаться по домам, участники летней театральной школы получили дипломы об окончании учебы.
Помимо СТД среди учредителей этой школы — МИД и Министерство культуры, а получить деньги на этот проект удалось благодаря специальной президентской программе государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии. Калягин относится к проекту с неподдельным энтузиазмом, и СТД постарался, чтобы в работе звенигородской театральной школы приняли участие лучшие творческие силы страны.
Казалось бы, чему можно научить за четыре недели молодых актеров? Ведь актерское ремесло требует не наскоков, а планомерной, методичной и многолетней работы. Между тем режиссеры Петр Фоменко, Лев Додин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Леонид Хейфец приезжали в звенигородский пансионат максимум на день. За это время даже и познакомиться с актером не всегда удается. Переоценивать значение таких мероприятий, конечно, не стоит, но все-таки от таких плавильных котлов, каким стала звенигородская театральная школа, есть польза.
На постсоветском пространстве русская театральная школа постепенно хиреет, и молодым актерам не у кого учиться мастерству. Занятия в Звенигороде, конечно, не могут заменить систематического образования, но способны по крайней мере дать толчок для творческого развития, указать то направление, в котором актеру следует двигаться.
В предпоследний день работы Международной летней театральной школы свой мастер-класс провел художественный руководитель санкт-петербургского Малого драматического театра — Театра Европы Лев Додин. Это было нисколько не похоже на тот мастер-класс, который режиссер несколько лет назад проводил со своими студентами на сцене Центра имени Мейерхольда. Тогда Додин и его педагоги показали публике результаты многолетней учебы. Занятие напоминало не мастер-класс, а класс-концерт, где актеры демонстрировали выучку в сценической речи и движении, танце и пении. В Звенигороде же Додин, решив, что за три часа опыт не передашь, провел скорее теоретическое занятие, чем практическое. Готовые рецепты разрешения творческих проблем он, разумеется, не предлагал, а рассказал о методологии и философии своего театра, выработанных за долгие годы. «Нужно ли и можно ли ломать актера, как на этом настаивают некоторые особенно волевые режиссеры?» — спрашивали его из зала. «Ну что вы, ведь вам после этого придется иметь дело уже не с актером, а с его обломками, — искренне недоумевал Додин. — Не надо ни в ком ничего ломать, нужно только развивать».
За четыре недели работы «звенигородцы» не только успели пообщаться с живыми театральными классиками, но и поработать над спектаклями. Сотня актеров из 27 стран выпустила за это время пять спектаклей, причем три из них — пластические «Письма памяти» и «Бомжовый блюз» в постановке Олега Николаева и мюзикл «В джазе только девушки» в постановке Дмитрия Белова — уже показаны в московском театральном центре «На Страстном».
На церемонии закрытия председатель СТД Александр Калягин вручил участникам школы дипломы, а потом к поздравлявшим присоединился Лев Додин. «Наш образ жизни, наше дело — довольно одинокое. Секунды неодиночества — это большой подарок в любой человеческой жизни, а в нашей — особенно, — признался он. — Мне кажется, здесь вы точно не были одиноки. Вы почувствовали общность, единство. Думаю, воспоминания о моменте, когда вы были неодиноки, должны помочь вам в следующий момент одиночества».

вернуться к списку